Рост рынка железобетонных изделий в Северо-Западном регионе РФ, а также высокие темпы развития ОАО «Домостроительный комбинат №5» вызвали рост объемов заказов и производства. Текущее состояние автоматизированных систем управления на Предприятии не позволяло поддержать это развитие адекватным образом, не обеспечивало наиболее эффективное использование существующих мощностей. Для качественного роста было необходимо создание единой информационной системы, содержащей полную и достоверную информацию о деятельности Предприятия.
К основным причинам перехода на новую систему так же можно отнести необходимость в автоматизации процессов:
• формирование планов загрузки производства на основании поступивших планов монтажа по строительству;
• обеспечение прозрачности себестоимости выпускаемой продукции, с целью рационального ценообразования;
• получение достоверной и своевременной информации в части управленческого и регламентного учетов.
Руководство Предприятия приняло решение создать информационную систему путем интеграции в едином информационном пространстве всех видов учета существующих на Предприятии: управление взаимоотношениями с клиентами, управление производством, управление планово-экономическими показателями, управление складскими запасами, управление снабжением и сбытом, бухгалтерский и налоговый учет. В качестве системы для решения поставленных задач, была выбрана система «1С:Управление производственным предприятием». До внедрения системы автоматизации, учет в организации осуществлялся при использовании самостоятельно разработанного программного обеспечения, функционирующего как набор множества отдельных баз данных без связей между собой. В рамках данного проекта ставилась задача автоматизации головной организации холдинга ОАО «Домостроительный комбинат №5».
С учетом сложности задачи, а именно комплексной автоматизации Предприятия, было принято решение внедрение продукта производить по проектной технологии, с привлечением компании «Ключевой Элемент» – одного из ведущих Центров Компетенции по промышленности строительных материалов на Северо-Западе РФ.
Внедрение автоматизированной системы проводилось в период с апреля 2008 по декабрь 2008 года.
Внедрение выполнено при максимальном использовании типового функционала прикладного решения «1С:Управление производственным предприятием» без его доработки. Для отражения производственной специфики домостроительных комбинатов были выполнены соответствующие доработки, позволяющие:
• Описывать спецификации каждого объекта строительства и истории ее изменения (состав объекта строительства в детализации до каждого отдельного железобетонного изделия);
• Отражать выпуск продукции в привязке к конкретной секции объекта строительства;
• Отражать отправку продукции для монтажа конкретной секции объекта строительства;
• Анализировать в реальном временим общий объем и состояние комплектации по каждому из объектов строительства и общий процент завершенности строительства по каждому объекту («заформовано» производством, отправлено на стройку);
• Посмотреть план производства для вспомогательных подразделений (арматурный цех, бетоносмесительный цех, цех пенополистирола и т.д.) на основании плана производства формовочного цеха исходя из установленных норм;
• Проанализировать расхождения между плановым и фактическим расходом материалов по подразделениям, в том числе и по вспомогательным (арматурный цех, бетоносмесительный цех, цех пенополистирола и т.д.) исходя из установленных норм расхода;
• Автоматически создавать/переформировать бухгалтерских отгрузочных документов на основании исходящих товаротранспортных накладных. С возможностью группировки нескольких ТТН с одинаковыми признаками (день, покупатель, объект строительства и т.д.) в одну накладную.
Так же были создано множество сервисных механизмов для работы с типовым функционалом, позволяющих повысить эффективность использования системы при одновременном снижении трудозатрат на работу с ней.
В рамках проекта выполнены следующие работы:
• Проведено предпроектное обследование, сформированы «Содержания проекта» и поэтапные «Спецификаций на доработку системы».
• По итогам всех этапов запущен функционал
- Расчет и учет плановой себестоимости готовой продукции;
- Учет выпуска готовой продукции;
- Учет отгрузок по ТТН;
- Учет реализации готовой продукции и оказания услуг;
- Учет поступления и расхода ТМЦ;
- Модернизация функционала согласно специфике предприятия;
- Функционал производственного учета организации (формирование планов загрузки производства на основании планов строительства и поступивших заказов покупателей);
- Расчет бухгалтерской себестоимости готовой продукции;
- Функционал регламентного учета производственной организации;
• Сопровождение пользователей при промышленной эксплуатации системы;
• Интеграция решения с Банковскими программами Заказчика.
Внедрение автоматизированной системы позволило формировать аналитические отчеты из любой области внутреннего учета в режиме реального времени. Эффективными и востребованными инструментами оказались:
• Учет спецификаций для каждого из объектов строительства (комплектовочные ведомости) в детализации этаж-секция;
• Система планирования объема производства продукции, исходя из остатка по комплектовочным ведомостям. Наличие план–фактного анализа комплектации продукцией объекта строительства по состояниям «выпущено» и «отправлено на объект»;
• Система расчета объема производства полуфабрикатов вспомогательными подразделениями исходя из плана производства основных подразделений;
• Система резервирования продукции под объект строительства;
• Система прохождения заказов покупателей (заказы на производство, резервирование под заказ покупателя);
• Система фиксации каждой отгрузки документом ТТН и дальнейшее автоматическое преобразование данных документов в бухгалтерские отгрузочные документы, с возможностью группировки нескольких ТТН в одну накладную;
• Ведение автоматизированного учета взаимоотношений с клиентами;
• Система учета выпусков, проверка ОКК и план-фактный анализ расхода материалов под каждый выпуск;
• Формирование себестоимости выпуска;
• Автоматизация бухгалтерского и налогового учетов, до формирования регламентной отчетности.
Всего автоматизировано 40 рабочих мест.
В настоящее время осуществляется поддержка Заказчика в рамках договора сопровождения. В ближайшее время планируется внедрить подсистемы бюджетирования и планирования, кадрового учета и расчета заработной платы.